Жизнь Рерихов в Индии

Гималайский институт «Урусвати»

Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в мае 1928 года в Дарджилинге, где к Рерихам присоединился Святослав, затем вернувшийся осенью в США для продолжения учёбы, а закончив обучение, с 1931 года окончательно переехавший в Индию.

Развернулась научная работа по обработке результатов экспедиции.

Н.К.Рерих по итогам экспедиции создал в Сиккиме Гималайский Институт Научных Исследований «Урусвати», названный так в честь Елены Ивановны, которой имя Урусвати (что на санскрите означает «Свет Утренней Звезды») дал Махатма Мория. Вскоре он приобрёл имение в живописной долине Кулу (северный Пенджаб), куда перевёл и Институт.

Институт «Урусвати» был поистине уникален. В его основание были положены изыскания и находки, сделанные во время Центрально-Азиатской экспедиции.

Структура Института на первых порах определялась всецело его сотрудниками – членами семьи Рерихов, которые после приезда младшего сына, Святослава, в полном составе трудилась над его развитием.

Елена Ивановна, являясь Президентом-Основателем Института, была, по сути, ведущей в различных областях его научной деятельности. Она занималась философским отделом, который ставил своей задачей анализ взаимодействия и взаимосвязанности Микрокосма и Макрокосма, Человека и Вселенной. Изучались скрытые силы и свойства человека, психическая энергия и те высшие космические огненные энергии, к которым только теперь начинает прикасаться официальная наука, хотя они давно уже известны Учителям Востока.

Николай Константинович, сочетавший в себе навыки художника, учёного и большие организаторские способности, был также Основателем Института и его идеологом.  Он занимался археологическим и историческим отделами.

Работой Института на посту его официального директора руководил старший сын Рерихов, Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист. Он занимался этнологическим и лингвистическим отделами, писал научные статьи, посвящённые кочевым племенам, народам и культурам Центральной Азии, работал над «Тибетско-русско-английским словарём с санскритскими параллелями». Он же был главным редактором издававшегося журнала «Урусвати».

Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, художник, знаток древнего искусства и местной флоры, был прекрасным ботаником и орнитологом. Он занимался отделом истории искусств и руководил отделами фармакопеи, флоры и фауны. Изучал  свойства местных и тибетских растений, тибетскую медицину и древнее искусство Азии. Чёткость мысли, оперативность, умение разбираться в людях и оценках конъюктуры делали С.Н.Рериха незаменимым помощником в организационных делах. Кроме того решение всех финансовых вопросов семьи ложились на его плечи.

Разносторонность знаний и занятий каждого члена семьи Рерихов при их слаженном сотрудничестве и неутомимой энергии способствовали успеху и широкому признанию Института «Урусвати» как в самой Индии, так и далеко за её пределами.

Занимались исследованиями и другие специалисты и сотрудники. Были собраны интереснейшие ботанические и зоологические коллекции, а также коллекция ценных древних манускриптов. При участии лекарей-лам сотрудниками Института был создан первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. Была организована биохимическая лаборатория с отделом изучения рака, исследовались космические лучи в условиях высокогорья. Большое внимание уделялось малоизученным и неизученным областям знания (например, опытам с фотографированием ауры человека).

В целом деятельность Института была рассчитана на широкие международные связи с десятками научных учреждений Азии, Европы, Америки. Например, директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.

Создание Института потребовало финансовых затрат, которыми Рерихи не располагали. Поэтому в 1929 году Н.К. и Ю.Н.Рерихи отправились в Америку с целью заинтересовать деловые круги. И меценаты нашлись. Институт «Урусвати» развернул активную деятельность, важным направлением которой были этнографические и ботанические экспедиции в горные районы Гималаев.

Первые успехи работы Института «Урусвати» позволили Рерихам увидеть и разработать перспективу его развития. Но задуманному не суждено было сбыться. Мировой экономический кризис, разразившийся в 1930-х годах, существенно затруднил финансирование Института. А с началом Второй мировой войны пресеклись почти все связи Института, и его работа была приостановлена. Институт «Урусвати» пришлось законсервировать.

Святослав Николаевич Рерих вернулся к идее возобновления работы Института через несколько десятилетий после кончины родителей и брата. В 1980-е годы он неоднократно обращался в Академию Наук СССР с предложением о расконсервации Института «Урусвати» и участии советских учёных в его работе. Академия Наук эти предложения проигнорировала.

 

Маньчжурская экспедиция Рериха

Давно разделяя распространённые среди русской интеллигенции начала 20-го века идеи евразийской роли России и панмонголизма, анализируя реальные тенденции развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к услышанным во время Центрально-Азиатской экспедиции пророчествам, Николай Константинович Рерих пришёл к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности может ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири.

Желая по-возможности принять деятельное участие в этом процессе, Н.К.Рерих через американский Сельскохозяйственный Департамент организовал и возглавил в 1934–1935 годах экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и северного Китая с целью изучения и сбора семян засухоустойчивых растений, предотвращающих эрозию почв. Ю.Н.Рерих сопровождал отца.

Здесь, помимо научной работы, они вели самую активную просветительную деятельность среди многочисленной дальневосточной русской эмиграции, и потому Н.К.Рерих быстро стал весьма заметным культурным лидером. Это, с одной стороны, вызвало сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция; с другой стороны, привлекло пристальное внимание белогвардейской контрразведки, которая быстро установила факт посещения художником столицы Советской России и его теософские увлечения. Разгорелся громкий скандал в прессе.

Грандиозные планы экспедиции были перечёркнуты предательством американских коммерсантов, которым была подотчётна экспедиция. В то время, когда Н.К.Рерих находился в маньчжурской экспедиции, президент нью-йоркского Музея Н.Рериха и его доверенное  лицо, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладел пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявил себя его владедьцем. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров.

Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

К концу 1935 года, попав в опалу к американскому правительству, заподозрившему художника в антиамериканской деятельности, Н.К.Рерих лишился поддержки министра и финансирования, что привело к досрочному прекращению маньчжурской экспедиции и разрушению всех рериховских учреждений в США.

 

Пакт Рериха

Развернувший свою международную культурную деятельность Н.К.Рерих в своих философско-художественных очерках создал совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. По мнению Н.К.Рериха, Культура тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя приближающуюся угрозу войны, Н.К.Рерих разработал проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Эта инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А Эйнштейн и другие.

Профессор М.М.Богуславский писал: «Идея охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывалась в истории европейской юридической мысли ещё с 16-го века. Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры как в военное, так и в мирное время, было выдвинуто уже в 20-м столетии известным русским художником Николаем Рерихом».

Договор был подписан в апреле 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями 21 страны Северной и Южной Америки. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.

Предлагалось отмечать культурные ценности отличительным флагом – Знаменем Мира. Таким образом, Знамя Мира – это аналог Красного Креста для предметов Культуры. «Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», – писал Н.К.Рерих.

 

Последние годы жизни Н.К. и Е.И. Рерихов

В 1936 году Н.К.Рерих был вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не начали происходить ожидаемые им события единения Азии. С этого времени Рерихи безвыездно жили в Индии, в своём имении в Кулу. Сам Николай Константинович  больше не покидал своего дома в Кулу и поручал действовать от своего имени младшему сыну. Поэтому все прямые контакты с «внешним миром» в дальнейшем осуществлялись через Святослава Николаевича.

Кроме выполнения дипломатической миссии «полномочного представителя» на долю С.Н.Рериха выпали и обязанности «министра финансов». Всё независимое финансовое положение семьи и поддержание на нужном уровне материальной базы для творческой и научной деятельности ложилось на плечи Святослава Николаевича.

В это время Николай Константинович занимался интенсивной творческой работой как художник и философ. Он продолжил написание начатой в 1934–1935 годах фундаментальной эпопеи очерков серии «Моя жизнь». Создал огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», по сути, являющихся антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний души, которые буквально завораживают зрителя.

Краски на картинах художника словно светятся, а его палитра состоит, в основном, из чистых, ясных тонов. В этом отношении колорит картин Рериха напоминает краски Андрея Рублёва, тоже необычайно чистые и яркие. Сотканые из гармоничных цветоволн полотна Н.К.Рериха неизменно оказывают на людей гармонизирующий, целительный эффект. В них проявились принципы цветотерапии задолго до того, как об этом заговорили учёные и медики.

В эти годы Елена Ивановна продолжала принимать от Учителя всё новые сообщения с уникальными духовными знаниями и составляла на их основе книги серии «Агни Йога» и отдельные работы, которые публиковались в Париже, а затем в Риге. Вела обширнейшую переписку с руководителями рериховских обществ и появившимися по всему миру последователями Учения «Агни Йога, или Живая Этика» и к 1940 году дала согласие на выпуск в свет 2-х томов избранных мест из этих писем, старательно подобранных её учениками. Е.И.Рерих перевела на русский язык и опубликовала в Риге основное фундаментальное двухтомное сочинение Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина».

Издание в Риге русского перевода «Тайной Доктрины» в 1937 году стало знаковым событием в культурной жизни всего рускоязычного мира. Из Латвии было рукой подать до СССР, и впоследствии в российском самиздате подпольно распространялись копии «Тайной Доктрины» и других книг по эзотерической философии, которые были изданы в Риге в те годы.

Все вместе, включая сыновей, Рерихи работали по исследовательской программе Института «Урусвати». У каждого из них было своё направление работы. Рерихи вели обширную переписку с учёными по всему миру, составляли коллекции редких гималайских растений, посылали их учёным-ботаникам, получали от учёных статьи и публиковали их в своём журнале «Урусвати».

 

С самых первых дней Великой Отечественной Войны 1941–1945 годов Рерихи использовали все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от неё.

Н.К. и С.Н.Рерихи проводили в Индии персональные художественные выставки с продажей картин, переводя все вырученные деньги в фонд Красной Армии и советского Красного Креста.

Николай Константинович писал многочисленные статьи в газеты и выступал по радио в поддержку советского народа в его войне с гитлеровским фашизмом, верил в его победу. Создал целый ряд картин, в которых, используя образы русской истории, предрекал победу русского народа над фашизмом.

Юрий Николаевич и Святослав Николаевич трижды обращались в советское посольство с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии, но каждый раз получали отказ.

Все гонорары и сборы от выставок Рерихи направляли в пользу советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии.

 

Н.К. и Е.И.Рерихи всегда оставались патриотами и российскими гражданами, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала их никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовиться к возвращению на Родину. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, Н.К.Рерих ушёл из жизни, так и не узнав, что в визе им отказано, но успев отобрать и запаковать свыше 400 картин для передачи на Родину.  

Николай Константинович Рерих был торжественно кремирован в своём имении Кулу. Надпись на камне, установленном на месте кремации, гласит:

«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».

После смерти мужа Елена Ивановна безуспешно пыталась вместе со старшим сыном Юрием вернуться на Родину – в визах им было отказано. Она поселилась в Калимпонге на севере Индии и перешла в предельно углублённую и интенсивную фазу духовной жизни, которую сама называла «космическим сотрудничеством».

5 октября 1955 года Е.И.Рерих ушла из жизни. На месте её кремации ламы воздвигли белую буддийскую ступу, на которой высекли надпись:

«Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

Впоследствии вокруг ступы вырос монастырь.

Авторитет семьи Рерихов как Великих душ и знатоков духовной культуры Востока в Индии и Тибете был очень велик, с ними встречались для бесед лучшие общественные деятели, учёные и священнослужители этих стран, а простые люди в Индии называли Н.К.Рериха не иначе как Махариши Рерих (Махариши – Великий Мудрец, святой).

Назад Вперед