Закат пифагорейской школы
Пифагор прожил в Кротоне 30 лет. За это время пифагорейский орден фактически пришёл там к власти. Пифагор достиг такого влияния, что многие считали его полубогом. Власть его над людьми была безгранична. Ни один философ не достигал ничего подобного. Влияние его распространялось не только на кротонскую школу и её разветвления в других городах итальянского побережья, но и на политику всех ближайших государств.
Пифагор был реформатором в полном смысле слова. То, что ему удалось осуществить на короткое время, осталось мечтой всех посвящённых, имевших соприкосновение с политикой: внести начало посвящения и соответствующих экзаменов для правителей государств, соединив в этом высшем синтезе и выборное демократическое начало, и управление общественными делами, предоставленное наиболее умным и добродетельным.
Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителей знати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии с пифагорейским учением. Это вызывало недовольство тех людей, которые не разделяли идеалов философа. К этому примешались зависть и ненависть, которые вызывает великий ум и великий характер. На всё это наложилась обычная борьба той эпохи между олигархической и демократической партиями в древнегреческом обществе, которая вылилась в кровавые мятежи и погромы. Последствия пали на Пифагора и на весь его орден. Много пифагорейцев при этом погибло, выжившие рассеялись по Греции и Сицилии, продолжая распространять идеи Учителя и сохраняя узы братства.
Относительно того, как умер Пифагор около 500 года до н.э., общего мнения нет, существует лишь много версий.
Позднее, после новых революций, пифагорейцам было разрешено возвратиться в Италию с условием – не вмешиваться в политику. Трогательный братский союз не переставал соединять их. Они смотрели на себя, как на одну семью. Как пишет Эдуард Шюре, один из них, впавший в бедность и сильно заболевший, нашёл приют у хозяина одной гостиницы. Перед смертью он начертил на двери дома несколько таинственных знаков и сказал хозяину: «Будьте покойны, один из моих братьев заплатит мой долг». Через год чужестранец, остановившийся в той же гостинице, увидал эти знаки и сказал хозяину: «Я пифагореец. Один из моих братьев умер здесь. Скажите мне, сколько я должен вам за него?».
Пифагор не писал трактатов. Истинная деятельность Пифагора, подобно всем другим реформаторам, проходила путём устного поучения. Из устных наставлений, обращённых к простому народу, составить научный трактат было нельзя. А оккультное учение, предназначенное для избранных, нельзя было доверить книге. Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.
В 3-м веке до н.э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые «Золотые стихи». Но суть его философской системы, его космогония, сохранилась в произведениях более поздних авторов и в «Тимее» Платона.
В учении Пифагора разумно воспроизводилась эзотерическая доктрина Индии и Египта, которой Пифагор придал ясность и простоту эллинской мысли, присоединив к ней более энергично и ясно выраженную идею человеческой свободы.
Весьма вероятно, что Пифагору позднее приписывали всё, созданное им и его последователями в рамках школы. Кроме того, все античные писатели переполнены кротонским философом. У них встречаются бесчисленные анекдоты, рисующие его ум, красоту, авторитет и его волшебное влияние на людей.