ВОСКРЕСЕНИЕ

Божественного Сына не стало. Странное событие произошло в Храме, восстановленном Иродом. В тот момент, когда Иисус скончался, сверкающая завеса, сплетённая из льна цвета пурпура и гиацинта, за которой скрывалась дарохранительница, разорвалась сверху донизу.

Неслыханная вещь, глаза профанов в этот момент смогли созерцать мистерию святая святых – алтарь, в который даже сам главный верховный жрец должен проникать только один раз в год. Все увидели Золотой Ковчег с золотыми Херувимами по сторонам, и их крылья поднимались до свода.

Испуганные жрецы прогнали людей, чтобы они не стали свидетелями святотатства.

Образ Херувима, с телом льва, с крыльями орла, с головой ангела, – похож на сфинкса. Он символизирует всю эволюцию Души человеческой, её схождение в тело и возвращение к Духу. В момент смерти Христа завеса святая святых разорвалась, загадка сфинкса перестала быть тайной. Отныне мистерия жизни и эволюции Души была открыта для всех, кто осмелится и захочет узнать.

Зловещий туман, гробовое молчание заполнили Иерусалим. В пятницу вечером тело Иисуса было отдано Иосифу из Аримафеи, который, купив льняную плащаницу и сняв тело с креста, обвил его плащаницей, положил во гробе, высеченном в скале, и привалил камень ко двери гроба.

Для преданных женщин, которым позволили приблизиться и которые рыдали у подножия креста, для устрашённых учеников, укрывшихся в пещере Иосафатовой долины, всё было кончено. Мессия, который должен был воссесть на трон иудейский, погиб позорной казнью на кресте. Учитель исчез, а с Ним исчезли и надежда, и Евангелие, и Царство Небесное.

Мрачное безмолвие, отчаяние беспросветное тяготело над собравшимися. Даже Пётр и Иоанн не могли преодолеть тоски. Тёмная ночь окружила их. Последний луч погас в их душе.

Но так же, как в элевсинских мистериях за глубоким мраком следовал ослепительный свет, так же и в Евангелиях за этим глубоким отчаянием последовала неожиданная, молниеносная, исполненная чуда, радость. Она разразилась, она разлилась светом, как лучами восходящего солнца, и крики торжества пронеслись по всей Иудее: «Христос воскрес!».

 

Чтобы объяснить теперь деяние, осуществлённое духом Христа в то время, когда близкие наблюдали положение тела во гроб, необходимо ещё раз вспомнить главное событие египетского посвящения.

Посвящённый проводил три дня и три ночи в саркофаге, погружённый в летаргический сон, под наблюдением иерофанта. В течение этого времени он совершал астральное путешествие в другой мир в соответствии со степенью своего развития. Когда после пробуждения он вспоминал об этом и о том, как он раньше времени посетил царство мёртвых, он был похож на воскресшего и рождённого повторно, на языке служителей храма – дваждырождённого.

Христос тоже совершил космическое путешествие в то время, когда Его положили во гроб, перед духовным воскресением на глазах у близких. Здесь также присутствовало соответствие между древним посвящением и новыми мистериями, принесёнными в мир благодаря Христу. Соответствие, но и огромное расширение, так как астральное путешествие Бога, прошедшего через испытание смерти на Земле, должно было быть другого вида и гораздо большей дальности, чем боязливое плавание простого смертного в царстве умерших, находясь в барке Исиды.

Главное в миссии Христа заключалось в том, чтобы уверенность в духовном воскрешении вошла в сердца апостолов, которые должны были разносить Его мысли по свету. После того, как Он воскрес для самого себя, то есть воскресла Его душа, нужно было воскреснуть в апостолах и для них, и чтобы этот факт реял над всей будущей историей.

Воскресение Христа должно было быть залогом воскресения душ, начиная с этой жизни и с их верой в другую жизнь. И для всего этого было не достаточно, чтобы Христос показал себя своим сторонникам в астральном виде́нии, во время глубокого сна. Нужно было, чтобы Он предстал перед ними во время их бодрствования, в физическом облике, и чтобы Его воскресение им показалось событием до некоторой степени материальным. Этот феномен, трудный для других, был лёгким для Христа. Так как эфирное тело великих Посвящённых долго удерживается после их смерти и сохраняет часть своего могущества над материей (а тело Христа должно было иметь особенно сильную жизненную силу), Духу достаточно одушевить её, чтобы сделать материю видимой при определённых условиях.

 

Вера в воскресение не сразу овладела апостолами. Вера завоевала их души подобно тому, как день постепенно приходит после долгой ночи. Явления Христа постепенно увеличивались для того, чтобы произвести всё большее и большее впечатление. Сначала лёгкие и мимолётные, как тени, они увеличивались в силе и яркости.

Прежде всех Мария Магдалина, принёсшая бальзам и бродившая в глубокой тоске невдалеке от могилы, увидела Учителя, узнала Его по голосу, который призывал её, и, обезумев от радости, бросилась к Его ногам. Она видела, как Иисус поглядел на неё и сделал жест, словно запрещая всякое прикосновение, а затем видение исчезло, оставляя вокруг Магдалины горячую атмосферу восторга, вызванного подлинным присутствием.

А затем группа набожных женщин встретила Воскресшего, и они услыхали следующие слова: «Не бойтесь. Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Матфей, 28:10).

В тот же вечер одиннадцать апостолов, собравшихся в горнице, увидели Иисуса, входящего через запертую дверь. Он занял своё место среди них и стал тихо говорить с ними, упрекая их в маловерии.

В то время, как они слушали Его, они все были как во сне, они совершенно забыли о Его смерти и были уверены, что Учитель более не покинет их. Но в момент, когда они собрались ответить Ему, Он исчез, словно угасающий луч света. Отзвук Его голоса ещё дрожал в их ушах. Потрясённые апостолы смотрели на опустевшее место. Неясный свет ещё носился над ним, но затем и он погас.

Евангелисты Матвей и Марк свидетельствуют, что Иисус появлялся ещё перед 500-ми братьями, собравшимися по велению апостолов. Позднее Он ещё появлялся перед собравшимися одиннадцатью апостолами. И, наконец, последний раз Он предстал перед ними на горе, в Галилее, чтобы сказать свои последние слова: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк, 16:15). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матфей 28:19–20).

Это было торжественное прощание Учителя и Его завещание. Затем появления эти прекратились.

Но вера уже была создана, толчок дан, жизнь христианства началась. Апостолы, пламеневшие священным огнём, исцеляли больных и проповедовали Евангелие своего Учителя.

Три года спустя молодой фарисей по имени Савл, движимый страстной ненавистью к новой религии и преследовавший христиан, по дороге в Дамаск повстречал Иисуса Христа в духе, был ослеплён этим виде́нием, а затем исцелён. Эта встреча изменила всё его существо сразу и до самого основания, сделала из него перед лицом всего мира непобедимого рыцаря Иисуса Христа. Он стал Павлом – двенадцатым апостолом. И с этого видения началась миссия апостола Павла, который должен был обратить в веру Христа греко-латинский мир и весь Запад.

Таковы события, передаваемые Новым Заветом. Никакие старания умалить их не могут сделать из них простые легенды и не могут отнять у них ценности достоверного свидетельства во всём, что можно признать существенным.

 

Назад Вперед