УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ

Считалось, что Конфуций был историком и Учителем, который добросовестно передавал древнюю традицию, не добавляя от себя ничего. Собственную историческую миссию он видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры, поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого.

Конфуций прежде всего является первым собирателем священного предания древних, из рук которого Китай получил свои Цзин. В своих изречениях он сам прославил их превосходство и форму, в которой они сохранились и по сию пору как основы китайского мировоззрения. Цель своей жизни философ видел в стремлении к мудрости и вполне осознавал свою роль и значение как проповедника мудрости. Его учение стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации Китая.

Конфуций оставался верным старинному порядку мышления и действия, потому что для него они олицетворяли волю Неба. Он признавал, что обычаи пришли в забвение, и ему казалось, что постепенное исчезновение добродетелей происходило одновременно с несоблюдением обрядов и церемоний, данных Китаю первыми просвещёнными посланцами Неба. Поэтому Конфуций в своём учении заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Неба и Земли, почитание Верховного Божества и легендарного первопредка Шань-ди.

Учение Конфуция понять не сложно. Истины его довольно просты. Основную мысль можно кратко выразить простыми фразами:

«Мудрость прошлого поддерживает добродетель настоящего, а добродетель настоящего обеспечивает будущее благополучие»;

«Живи достойно, учись прилежно и применяй все знания с пользой».

Конфуций ещё задолго до Иисуса Христа сформулировал «Золотое правило» этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Он обозначил «Пять постоянств праведного человека», которые как нравственные обязанности материализуются в качестве органического сплава воспитания, образования, культуры.

Идеалом Конфуция являлось создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором каждый член общества стоит на своём месте и выполняет предначертанную ему функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности и лояльности в отношениях между начальником и подчинёнными на всех уровнях.

Первым шагом на пути к достижению столь прекрасного общественного устройства было, согласно Конфуцию, развитие индивидуума до совершенного человека, который сполна познал добродетели и живёт в соответствии с этим знанием.

Конфуций, высоко ставя минувшее время и выступая с критикой современных нравов, создал на основе этого противопоставления собственный идеал совершенного человека, главными положениями которого были этические представления древних китайцев. Совершенный человек должен обладать высокой моралью, чувством долга и гуманностью. Гуманность подразумевала сдержанность, скромность, бескорыстие, достоинство, любовь к людям.

Конфуций относился к великим идеалистам мира, но не тешил себя надуманным оптимизмом. Он понимал, что должны пройти тысячелетия, прежде чем человечеством будут править мудрость и добродетель. Он констатировал определённые непреложные истины, которые по желанию можно было принимать или  отвергать, но сам не сомневался, что человек живёт для того, чтобы проявлять добродетель и достичь мудрости. Человек является человеком до той степени, до какой он действительно добродетелен и мудр. Только мудрый человек по-настоящему достоин восхищения. Только добродетельный человек  заслуживает уважения.

Следовательно, учение Конфуция, по своей сути, есть дисциплина самосовершенствования, посвящения всей жизни без остатка достижению высокой цели, следуя благородным побуждениям. Благородство – это мягкость, бескорыстие, благоразумие, терпимость, сдержанность и более всего постоянная сосредоточенность ума на атрибутах истинного величия.

Занимая невысокий пост, человек должен быть добросовестным; на высоком посту он должен быть справедливым. Во всех делах человек должен быть честным, и всю жизнь при любых обстоятельствах он должен ценить свою честь дороже любой прибыли.

Возможно, всё это непохоже на метафизическую дисциплину, и всё же успешное выполнение конфуцианского кодекса лёгким никак не назовёшь. Всё время вести правильную жизнь просто потому, что правильный образ жизни составляет первейшую обязанность человека по отношению к самому себе и другим, – это испытание мужества и преданности этим идеям даже для самых сильных натур. Постоянная честность всегда и во всём (такое короткое слово и такое простое дело!) в реальности даётся неописуемым трудом. Каким замечательным был бы мир, если бы все люди всегда и во всём были честными! Мир лучше войны, честность проще интриганства, мудрость более полезна, чем невежество, но большинство выбирает менее благородный путь, и лишь немногие постоянно осуществляют те добродетели, которые и составляют самую сущность человеческих взаимоотношений.

Вот несколько высказываний мудреца.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.»

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.»

«Советы мы принимаем каплями, зато раздаём их вёдрами.»

«Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможности.»

Конфуций жил в соответствии со своими идеями, более благородно, чем большинство людей. Он учил этому с такой самоотдачей, которая снискала ему уважение всего мира. Его идеи, живущие в веках, доходят до нас через 25 столетий такими же истинными и практическими, какими они были в его дни.

 

Назад Вперед