Теософское движение в России

Интерес к теософии в России появился после основания Е.П.Блаватской Теософического Общества в Нью Йорке. Об этом свидетельствуют сотрудничество Е.П.Б. с А.Н.Аксаковым в исследовании оккультных явлений, переписка с Н.А.Фадеевой, с редакторами русских изданий, публикации статей на русском языке.

Идеи теософии вдохновляли Н.Бердяева, Владимира Соловьёва, К.Циолковского, А.Чижевского, М.Волошина, А.Белого, Льва Толстого, М. Горького, А.Луначарского, В.Кандинского, К. Малевича и других.

Первым отделением Теософского Общества в России стал его филиал в Одессе, который возглавила тётя Е.П.Блаватской, Надежда Андреевна Фадеева, младшая сестра её мамы (она была всего на 3 года старше Елены). Надежда Андреевна была близким другом и одним из главных каналов связи своей знаменитой племянницы не только с семьёй, но и с родиной.

Н.А.Фадеева стала первым теософом в Украине и в России. Вера Петровна Желиховская, сестра Е.П.Блаватской, не была членом Теософского Общества, но вполне разделяла теософские верования и убеждения своей сестры.

Первые теософские кружки на территории России стали появляться в 1901 году, но развитию официального теософского движения препятствовала церковная цензура, распространявшаяся в те времена на все сферы жизнедеятельности. Из-за этого, несмотря на фактическое существование отделений Теософического Общества в России, в течение нескольких лет его официальная регистрация была невозможна.

После революции 1905 года ситуация изменилась, многие группы стали работать открыто, и к 1908 году группы, изучающие теософию, появились во многих городах.

Наиболее сильное влияние на распространение теософских знаний в России оказала Анна Алексеевна Каменская. Объединив некоторые теософские группы, она в 1908 году в Санкт-Петербурге сумела зарегистрировать Российское Теософское Общество (РТО) и стала его генеральным секретарём. Однако часть кружков решили остаться независимыми.

После Октябрьской революции, в 1919 году, все собрания были запрещены, но люди продолжали собираться на частных квартирах. С начала 20-х годов начались аресты и репрессии теософов, и они были вынуждены массово покидать Россию. С 1922 года все группы были официально ликвидированы, а теософия объявлена вне закона.

В 1921 году А.А.Каменской, предупреждённой о готовящемся аресте, удалось нелегально перебраться в Финляндию. Поселившись потом в Женеве, А.А.Каменская за 1922–1924 годы смогла установить контакты со многими русскими теософами, разбросанными по всему миру. В 1925 году она организовала Русское Теософское Общество вне России (РТОвР), которое после 1939 года стало постепенно прекращать свою деятельность из-за того, что одна часть его членов преклонного возраста умирала, а другая часть разъехалась.

В 1929 году в России началась масштабная кампания против «остатков буржуазной интеллигенции». Многие оставшиеся члены теософских кружков были выслежены и арестованы с конфискацией их библиотек и архивов. Оставшиеся на свободе либо ушли в подполье, либо прекратили свою деятельность. Арест за «оккультную пропаганду» после 1933 года неизбежно означал ссылку и часто влёк за собой смертный приговор.

В трудном 1937 году «Тайная Доктрина», переведённая на русский язык Еленой Ивановной Рерих, что сделало её доступной для всего рускоязычного населения, была впервые издана в Риге на средства энтузиастов тиражом 2000 экземпляров.

Несмотря на гонения, в России сохранились самиздатовские книги теософской классики, которые люди изучали и хранили с риском для жизни, своей и своих детей.

После смерти Сталина теософам, а также членам некоторых других обществ было разрешено вернуться из ссылки в Москву и Ленинград. Когда те, кто пережил эти чистки, возвращались, наконец, в столицы, они снова создавали небольшие теософские кружки, куда не могли проникнуть непосвящённые, и начинали восстанавливать свои библиотеки и теософское движение.

В конце 20-го века резко возрос интерес (в том числе и в научных кругах) к теософской литературе. Ранее, вплоть до начала «перестройки» в середине 1980-х годов, издание и изучение работ Е.П.Блаватской было невозможно. В Советском Союзе её философское наследие было запрещено как не соответствующее официальной государственной идеологии и считалось «одной из форм мракобесия реакционной буржуазии».

В год 100-летия со дня смерти Блаватской, 8 января 1991 года в Москве прошла конференция по возобновлению деятельности Российского Теософского Общества. Идеи теософии стали активно возрождаться. Есть отделения Общества в Москве, в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Нижнем Новгороде, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Владивостоке и других городах.

По всей России отмечается всплеск интереса ко всему, что связано с духовностью и саморазвитием. Видное место в этом процессе духовного пробуждения заняло литуратурное наследие Елены Петровны Блаватской, которое, как писала А.А.Каменская, имело целью «перебросить мост от эгоистической современной культуры к культуре будущего, постепенно преобразуя рассудочное сознание человечества в сознание духовное».

Теософское движение современной России тесно связано с рериховским движением. Высоко оценивая роль Блаватской, следуя наставлению Е.И.Рерих, каждое рериховское объединение считает своим долгом способствовать тому, чтобы приближать время, когда «имя её будет поставлено на должную высоту почитания».

 

«Именно Елена Петровна Блаватская была Огненной Посланницей Белого Братства.

Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!»    (Е.И.Рерих).

Назад Вперед