СВОЕОБРАЗИЕ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Чтобы понять, что же содержит китайская духовная традиция, надо прежде понять, чего в ней нет, то есть осознать, чем она коренным образом отличается от западного понимания религии, церкви и духовности вообще.

Парадокс заключается в том, что в Китае понятия «религия» с тем смыслом, который вкладываем в него мы, никогда не существовало. И это делает практически бессмысленной попытку определить собственно «китайскую религию». «Религия» Китая – это симбиоз всех конфессий под одним небом: даосизма, конфуцианства, буддизма. (О буддизме в Китае рассказано в главе 11.)  

Всякое духовное учение Китая основывается исключительно на попытке установить связь с предками, войти в резонанс с ними. Кроме того, в Китае широко распространены религиозно-философские течения, причём все они обозначаются одним и тем же термином «Цзяо» («Учение»). Это показывает, что в умах самих китайцев никакого разделения на «религию» и «философию» никогда не существовало, оно возникло искусственным образом и в основном в научной литературе.

Так что говорить о «религии Китая» можно лишь с очень большой долей условности: никаких классических черт религии, характерных для западной традиции, здесь не встречается или их можно увидеть в очень искажённой форме. Вера в Бога, в единое Высшее Существо была здесь заменена системой сложных договорённостей с предками.

По существу, такое поклонение духам предков, сохранившееся в Китае до сегодняшнего дня практически повсеместно, отражает некий «дорелигиозный» этап развития человечества. Один из ближайших учеников Фрейда австрийский психоаналитик Отто Ранк (1884–1939 гг.) писал: «Религия не всегда была неразрывной спутницей человечества; в истории его развития дорелигиозная стадия занимала большое место». В Китае этот «дорелигиозный» этап зафиксировался на тысячелетия и стал основной формой общения человека и коллективного сознания нации с внешним миром.

Китай развивался своим, более сложным путём. В результате в стране возник «религиозный синкретизм» – безболезненное и взаимодополняющее сожительство нескольких религий.

 

Назад Вперед