ПРАВОСЛАВИЕ

В Восточной Римской империи (Византии), пережившей Западную почти на тысячелетие, положение церкви было иным. Здесь она не получила особой самостоятельности и политического влияния. Разделённая к тому же на ряд патриархатов (Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский), она оказалась почти в полной зависимости от государства.

Текущие дела церкви контролировались 4-мя патриархами, но номинально первенство принадлежало патриарху Константинополя, потому что ещё до раскола христианской церкви Константинополь признавался «вторым после Рима», «Новым Римом», а церковь официально именовалась Вселенский патриархат Константинополя.

Однако общее руководство делами православной церкви в Византии осуществлял император. Это было связано с неразрывным единством светской и духовной власти. Император назначал и смещал церковных иерархов, созывал соборы и утверждал их постановления. Основной целью соборов была борьба с ересями.

 

С 10-го века главным центром византийского монашества становится «Святая гора» – Афон. Таковым он остаётся до наших дней. Заселение Афона отшельниками началось ещё с 4-го века. История афонского монашества прошла через все фазы своего развития: отшельничество, затем «лавры», соединяющие одинокую аскезу с некоторым общением, и, наконец, монастыри со строго регулируемой уставом жизнью.

 

По мере ослабления центральной власти в Византии патриархи Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский обрели церковную независимость, а после падения в 1453 году Византийской империи они стали главами самоуправляющихся (автокефальных) православных церквей.

В дальнейшем образовались и другие православные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Кипрская, Польская, Элладская (в Греции), Чешская, Албанская, Украинская, Американская и другие.

При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церковной жизни и главных элементов обрядности. При этом богослужебный уклад каждой из них имеет национальные различия (в языках, на которых ведётся богослужение, в культе местных святых, существуют свои религиозные праздники и т.д.).

В православной церкви в целом, вследствие её относительной слабости и политической малозначимости, никогда не было массовых гонений типа «святой» инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы.

В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племён и народов, которые приняли православие, церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета. Древние языческие божества превращались в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освящение и признание.

Догматических и литургических отличий православия от католицизма немного. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

 

К моменту падения Византийской империи в восточное христианство давно уже вступила, усилилась и приобрела самостоятельное значение новая «стихия» – славянская. И этот быстрый рост славянского христианства начинает новую и чрезвычайно важную главу в истории православной церкви.

В жизни Византии славяне появились рано и долгое время оставались как угроза. Вблизи Константинополя возникло мощное болгаро-славянское государство, почти непрекращающейся войной с которым наполнен весь «иконоборческий» век. И неизвестно, как бы разрешилась для Византии эта новая и грозная «славянская проблема», если бы во второй половине 9-го века не произошло то событие, которое составляет подлинное начало славянской главы в истории православия – перевод христианской письменности на славянский язык святыми братьями Константином (который в монашестве получил имя Кирилл) и Мефодием.

Благодаря подвижнической деятельности Кирилла и Мефодия христианство в форме православия приняли Болгария и Сербия. В Болгарии учениками Мефодия были созданы многочисленные кадры славянского духовенства, накоплена христианская православная письменность на славянском языке, здесь берёт начало православная славянская культура. Несомненно высокий уровень византийской церковной культуры делал средневековую Византию культурным центром мира, которому славяне обязаны передачей им античной и древнехристианской традиции.

Важнейшая роль в истории православия принадлежит и Русской Православной Церкви.

 

Назад Вперед