КАТОЛИЦИЗМ И РЕФОРМАЦИЯ

Важной вехой в истории католицизма стали крестовые походы. Так назывались завоевательные походы европейских феодалов в 11–15 веках, организованные по инициативе церкви. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.

Самую большую беду народам Европы принёс 4-ый крестовый поход, во время которого в 1204 году крестоносцы штурмом овладели Константинополем – столицей Византии и духовным центром православных христиан.

Для борьбы с «еретиками» (такими же христианами, но мыслящими иначе) в конце 12-го века был создан особый церковный суд – инквизиция. Она существовала около 600 лет. Ею были замучены и уничтожены более 500 тысяч человек.

С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Духовная свобода была безвозвратно утеряна. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали «еретиков» и всех кто в чём-либо смел отклониться от взглядов церкви. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах «святой» инквизиции, а остальным запуганным «грешникам» церковь охотно продавала индульгенции – отпущение грехов.

 

С течением времени государей средневековой Европы стала тяготить власть поставившей себя над ними католической церкви. Покончив с феодальной раздробленностью и усилившись, они бросили вызов всесилию католической церкви, причём более ощутимо это проявилось в сфере культуры. В 14–15 веках наступила эпоха Возрождения (Ренессанс).

Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Томас Мор и Кампанелла, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие другие) опрокинула веками создававшийся заслон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Деятели Возрождения черпали из сокровищницы культурных традиций античности, возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и творчества.

Деятельность инквизиции, злоупотребления и падение нравственности в среде духовенства привели к серьёзному кризису римско-католической церкви. И если гиганты Возрождения изменили лишь верхний слой культуры, возродив принципы гуманизма и свободомыслия, то сильнейший удар по основам католицизма нанесла Реформация, которая следовала по пятам за Возрождением и была реакцией церкви на него.

Реформация преследовала цель сохранить церковь от ударов, нанесённых ей Возрождением, и свелась к решительной реформе основ католического христианства. Её лидеры (Лютер, Кальвин, Мюнцер и другие) резко выступили против догмата о непогрешимости Папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и Богом.

Вдохновлённые характерным для Ренессанса стремлением вернуться к первоосновам, реформаторы хотели возвратиться к ранним апостольским церковным образцам. В условиях растущей грамотности и увеличения численности среднего класса они добивались возможности проводить богослужения и читать Библию на местных языках, а не на латыни, предписанной католическим духовенством, а также не видели причин запрещать священникам жениться.

Всеобщее недовольство Римской церковью вылилось в Реформацию – движение за переустройство церкви. Начавшись в 16-ом веке, реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран северной и частично средней Европы – Англии, Голландии, Швейцарии, Германии.

Идеи протестантов импонировали нарождавшейся европейской буржуазии и отвечали её интересам. Протестантизм стал духовной основой и этической нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы. Однако католическая церковь оказывала ожесточённое сопротивление протестантизму и Реформации. Ярким примером этому явилась Варфоломеевская ночь в Париже в 1572 году, когда католики устроили массовую резню протестантов.

В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Но и она раскололась на несколько направлений, основными из которых являются лютеранство, кальвинизм, англиканство.

В наши дни наиболее крупным протестантским течением остаётся лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах и Германии, значительное их присутствие наблюдается в Америке, в Азии их мало. Общее число лютеран к концу 20-го века составляло примерно 80 миллионов.

Протестанская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась Англиканской. Англиканская церковь является в Великобритании государственной.

В 1929 году была восстановлена светская власть Папы Римского. Папе была выделена небольшая часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной. Так на карте Европы появилось теократическое государство Ватикан.

 

Эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно.  Времена «святой» инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм (следом за протестантской церковью) вынужден был согласиться на то, что Богу положено «богово», то есть определённое место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от её вмешательства и оценки.

Отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в дальнейших судьбах стран Западной Европы, направив их по пути капиталистического развития.

Католицизм сегодня является одной из наиболее влиятельных конфессий, сфера действия которой вышла далеко за религиозные рамки. Сегодня католическая церковь проводит широкую образовательную деятельность, и сейчас иезуитские колледжи (в которых учатся представители разных конфессий) во всём мире славятся высоким уровнем образования.

Правда, католической церкви пришлось пересмотреть свой традиционный тезис о единстве церкви. В настоящее время это единство превратилось в свободный рынок конкурирующих между собой течений. Теперь католическая церковь выступает как истинная церковь Христа. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что истинные христиане есть во многих церквях. Христиане разных конфессий способны жить и работать вместе, а различные церковные течения перестали обвинять друг друга в антихристианстве. Это само по себе уже является важным завоеванием.

Конец 20-го – начало 21-го века в истории католицизма были связаны с деятельностью одного из самых ярких Пап, бывшего краковского архиепископа Иоанна Павла II (1978 – 2005 гг.) – личности, признавшей необходимость если не сближения христианских конфессий, то преодоления разногласий, ослабляющих христианский мир на протяжении тысячи лет. Благодаря его подвижнической деятельности авторитет католицизма, как и всего христианства, значительно возрос.

Католическая церковь несмотря ни на что сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с Папой Римским являет собой серьёзную силу, влияние которой ощущается во многих регионах мира.

 

Назад Вперед