РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

В сознании ранних христиан единство церкви отождествлялось с вселенским единством всех христиан, независимо от национальности и социального положения. Но если строй местной церкви и связь её с другими вытекали из сущности христианства, то внешние формы этой связи между церквями менялись и развивались в зависимости от менявшихся исторических условий.

Несомненно, с самого начала особенным признанием пользовалась Римская церковь – церковь апостолов Петра и Павла, церковь столицы империи. Но очень скоро притязания римских епископов на своё возвышение каждый раз стали наталкиваться на согласную отповедь всей церкви – одинаково на западе и на востоке империи.

Распад Римской империи в конце 4-го века на Западную и Восточную явился предпосылкой к распаду христианской церкви.

В Западной Римской империи, где власть императора ослабевала, позиции церкви постепенно усиливались. А вскоре Западная империя была завоёвана германскими племенами и затем раздробилась на ряд самостоятельных феодальных государств.

В 5-м веке всесильный римский епископ был провозглашён Папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти и собственной непогрешимости, Папа Римский сумел поставить свой авторитет  выше авторитета государей средневековой Европы, соперничавших друг с другом и искавших его поддержки.

В Восточной Римской империи (позднее получившей название Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть, а церковь оказалась почти в полной зависимости от государства. 

Таким образом создаются два мира, две традиции, две церковные психологии, уже мало знающие друг о друге, и если формально единство церкви ещё сохранялось, в жизни его уже не было.

В западных областях становление феодальных отношений совершалось стремительно. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, западная церковь соответственно вносила поправки в своё вероучение и обряды, в толкование постановлений Вселенских соборов и христианских догматов.

Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила и консерватизм церковной жизни.

Так под влиянием конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные, сохранившиеся до настоящего времени особенности западного и восточного христианства. У Западной церкви – это гибкость, быстрая приспособляемость, у Восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освящённым стариной.

Несмотря на всё это, до 11-го века продолжала существовать единая Христианская Вселенская церковь. Затем она раскололась.

В 1054 году обе церкви предали друг друга анафеме – церковному проклятию. Раскол оформился окончательно. Западная церковь со временем получила название католической (то есть вселенской), а за Восточной церковью закрепилось название ортодоксальной – православной (то есть правильно славящей Бога).

Лишь в 1965 году Папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло. Тем не менее, после того, как в 2005 году на Римский престол взошёл Папа Бенедикт XVI, наблюдается стабильное улучшение отношений и взаимопонимания между православными и католиками.

После раскола христианской церкви в христианской религии возникло несколько самостоятельных направлений, из которых самые распространённые – католицизм, православие, а позднее протестантизм. Сохраняя верность догматам христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых их них и отдельными особенностями культа. О различиях католической и православной церквей подробно написано в книге историка В.Д.Карамазова «Всеобщая история религий мира».

 

Назад Вперед