Е.П.Блаватская в Индии. «Письма Махатм» А.Синнетта
В феврале 1879 года Блаватская и Олкотт уже были в Бомбее. Местная интеллигенция устроила им восторженный приём. Возможно, нигде в мире идеи Теософического Общества не были так популярны, как в Индии. Елена Петровна почувствовала, что эта страна населена глубоко религиозным народом, для которого нет ничего выше духовных идеалов.
Выдающийся индийский философ Сарвепалли Радхакришнан позднее написал, что в то время, когда в Индии стали сомневаться в ценностях своей культуры и пренебрегать ею, «теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности. Влияние теософского движения на индийское общество в целом трудно переоценить».
Об огромной роли Теософического Общества в пробуждении индийского самосознания не раз писал и лидер национально-освободительного движения Махатма Ганди.
С первых дней в Индии над Блаватской установился полицейский надзор. Британские власти подозревали её в шпионаже в пользу России. Католические миссионеры видели в ней конкурентку. Но, несмотря ни на что, Елена Петровна начала активную деятельность – много работала, писала статьи в местные и европейские издания, встречалась с местными литераторами, лидерами общественного мнения, представителями аристократии. Приобретала друзей и сторонников в их среде. Встречалась с браминами, буддистами. Дом её стал штаб-квартирой Теософического Общества.
В октябре 1879 года Блаватская и Олкотт начали выпускать свой журнал «Теософист», имевший в Индии много подписчиков. Первые 6 лет Елена Петровна оставалась его бессменным редактором и при помощи Учителей написала для журнала множество статей.
Следуя указаниям Учителей, Блаватская ездила по стране, распространяя знания и способствуя открытию отделений Теософического Общества. Несколько филиалов было открыто в 1880 году на Цейлоне, в 1882 году образовались Бенгальское и Мадрасское Общества.
В том же году штаб-квартира Общества была перенесена в Адьяр, местечко в пригороде Мадрасса.
К 1885 году, времени отъезда Блаватской из Индии, в стране насчитывалось 124 отделения Общества.
Пик общественного интереса к Теософическому Обществу пришёлся на 1881 год, после опубликования А.Синнеттом книги «Оккультный мир», в которой были описаны феномены, демонстрируемые Блаватской.
Уже в первые месяцы пребывания Блаватской в Индии она получила необычайно тёплое приветствие от Альфреда Перси Синнетта, редактора влиятельной ежедневной английской газеты «Пионер», рупора британского правительства в Индии. Синнетт уже прочитал «Разоблачённую Изиду», находился под большим впечатлением и был готов опубликовать в своей газете статью о Теософическом Обществе.
Последовала оживлённая переписка, они подружились. Супруги Синнетты вступили в Общество. Блаватская неоднократно бывала в гостях у Синнеттов, прожив у них за 2 года в общей сложности более 3-х месяцев. Для Синнетта этого времени было вполне достаточно, чтобы посчитать реальными производимые ею феномены.
Синнетт записывал за Еленой Петровной в Индии (а позднее за её сестрой Верой в Европе) как стенографист, слово за словом, стараясь быть точным. Он считал, что помогает справедливому делу, покровительствуя своим пером Блаватской, и не скрывал своего намерения стать её биографом.
В 1881 году при содействии Блаватской началась переписка Синнетта с Махатмами. Итогом этого эпистолярного контакта, длившегося несколько лет, было издание этих писем отдельной книгой под названием «Письма Махатм». Подлинники некоторых из писем до сих пор хранятся в отделе рукописей Британского музея в Лондоне.
Кстати, эти письма нельзя назвать рукописями. Известный теософ Ч.Джинараджаса писал:
«Эти письма не писались от руки, но «осаждались», то есть «материализовались на бумаге» с помощью употребляемого адептами процесса, который неизменно влечёт за собой использование четвёртого пространственного измерения».
О способе написания писем Махатм, напоминающем современную ксерографию, теософ Джеффри Барборка высказал мнение, что «они были осаждены на бумагу, а не написаны от руки». Тщательное исследование писем под большим увеличением показало, что «ручкой и чернилами добиться письма такого типа невозможно».
Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Белого Братства, Учителей Мудрости, Махатм, помогающих человечеству. На Востоке к этому отношение другое.
Махатмы писали образованным европейцам, что настоящий светлый Учитель может появиться лишь тогда, когда человек духовно готов, то есть когда взаимные вибрации ученика и Учителя начинают соответствовать друг другу.
До этого момента никакие заклинания, молитвы, мантры, а также беспорядочное чтение оккультной или духовной литературы не помогут или даже навредят, если человек не очищен от эгоизма и эгоцентризма. Они призывали людей к самосовершенствованию.
Незадолго до отъезда Блаватской из Индии Синнетт уехал в Лондон, уволенный из газеты за чрезмерную пропаганду теософии. В Лондоне он учредил Теософское общество по своему вкусу и провозгласил себя доверенным лицом Махатм.
Между тем жаркий влажный климат Индии оказался губителен для Елены Петровны, и врачи настояли на её возвращении в Европу.
В феврале 1884 года Блаватская и Олкотт отплыли из Бомбея в Неаполь.