ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Его собственная судьба приближалась со страшной быстротой. Уже происходили совещания в Синедрионе и решено было предать Его смертной казни; уже Иуда Искариот обещал выдать своего Учителя. Одного пристального взгляда было достаточно, чтобы Иисус угадал, что происходило в душе изменника, и Он решил не избегать больше своей судьбы, сети которой сжимались всё теснее вокруг Него.

Был канун Пасхи иудейской. Иисус велел ученикам приготовить Пасху в городе у одного из своих сторонников. Он предвидел, что она будет последней в Его жизни, и хотел придать ей как можно больше торжественности.

Двенадцать апостолов, составляя вместе с Учителем тринадцать, собрались в горнице одного из иерусалимских домов. Неизвестный сторонник Иисуса – хозяин дома – украсил комнату богатым ковром. По восточному обычаю ученики и Учитель возлегли по-трое на четырёх широких ложах, расположенных четырёхугольником вокруг стола. Когда был подан пасхальный агнец и чаши были наполнены вином, а также и золотая чаша, поставленная незнакомым сторонником перед Иисусом, Он, имея по одну сторону Иоанна, а по другую Петра, сказал: «очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не свершится в Царствии Божием». (Лука, 22:15,16).

По обычаю иудейскому на празднике Пасхи полагалось есть пасхального агнца с горькими травами и пресным хлебом в молчании. Безмолвно Иоанн, любимый ученик Иисуса, склонил свою голову на грудь Учителя.

Наконец Иисус нарушил молчание: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня сегодня вечером». Слово, произнесённое тихим голосом, обрушилось на 12 учеников.

– «Кто? Кто это?»

Иисус указал на Иуду, говоря без гнева: «Что делаешь, делай скорее». После этого предатель вышел. (Иоанн 13:21–30).

Тогда, преломив хлеб и подав чашу, Иисус торжественно произнёс слова, которые освятили Его миссию и которые будут звучать через века: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание…Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лука, 22:19,20).

Такова была Тайная Вечеря во всей своей простоте. Это был не только символический и мистический акт, которым завершается всё учение Христа, она, кроме того, освещает и обновляет чрезвычайно древний символ посвящения. У посвящённых Египта и Халдеи, точно также у пророков и Ессеев, братская вечеря означала первую ступень посвящения.

Приобщение под видом хлеба означало знание мистерий земной жизни и в то же время обобщение земного имущества духовных братьев, последствием чего являлось совершенное единство членов братства.

На высшей ступени, приобщение под видом вина, которое можно считать кровью лозы, проникнутой Солнцем, означало общность небесных благ, сопричастие к духовным мистериям и к божественной науке.

Иисус, передавая эти символы апостолам, безмерно расширил их значение, ибо через них братство Посвящённых, ограниченное в первое время несколькими личностями, распространилось на всё человечество.

И Он добавил к этим символам глубочайшую из мистерий, величайшую из сил – свою Собственную Жертву. Он сделал из своего Жертвоприношения цепь любви, невидимую и в то же время неразрывную, между собою и своими приверженцами. Она даёт Его просветлённой душе божественную власть над их сердцами и над сердцами всего человечества.

Когда же Иисус объявил апостолам, что Он проведёт ночь в саду Гефсиманском на Елеонской горе, и предложил им идти с Ним, они всё ещё не подозревали событий ближайшего будущего.

 

Назад Вперед