ИСЛАМ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦЕВ
Как считает американский писатель, профессор Бостонского университета Стивен Протеро, большинство европейцев и североамериканцев никогда не встречались с мусульманами, поэтому для них ислам начинается в воображении, а конкретно – в том уголке воображения, где гнездится страх. Они смотрят на ислам сквозь завесу, наброшенную им на глаза ещё много веков назад христианами-крестоносцами, стремившимися осудить ислам как религию насилия, его основателя Мухаммеда – как воина, а Священную книгу Коран – как текст гнева.
Ислам ассоциируется с Усамой бен Ладеном и его боевым оружием; с пакистанскими женщинами, пленницами чёрной паранджи; с лидерами «Талибана», взрывающими в Афганистане древние статуи Будды; с саудовскими террористами, угоняющими самолёты и уничтожающими тысячи ни в чём не повинных людей.
После 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке были взорваны башни-близнецы, жаркие споры об исламе ведутся повсюду в мире. Какую роль сыграла исламская религиозность? Действительно ли ислам – религия террора? Участвуют ли в настоящее время христианство и ислам в конфликте цивилизаций? Или же мусульмане мирно сосуществуют с иудеями и христианами как отпрыски одной тройственной семьи религий?
Мусульманские общины мира отреагировали на события 11 сентября, осуждая эти преступления как антиисламские, подчёркивая общность мусульман с иудеями и христианами, хотя исламские джихадисты заявляли, что неверные заслуживают смерти.
Немусульманину не подобает судить о вере этих людей и категорически высказываться относительно её доктрин. Чрезвычайно трудно воссоздать широкую картину утончённых аспектов мусульманской религии и философии с позиции и взглядов немусульманских авторов. Общее отношение европейских писателей к исламу в большинстве случаев было в высшей степени критическим. Никакая иная из существующих религий не подвергалась столь открытым и настойчивым нападкам.
Поскольку такая политика проводилась достаточно долго и присутствует на многих уровнях мышления до сих пор, то приходится допустить, что в большинстве имеющихся рассказов об исламе всё-таки присутствует некоторая предвзятость несмотря на то, что сами писатели заявляют о своей беспристрастности или даже симпатии.
Наше отношение к исламу определяется нашим коллективным невежеством. Мы судим об этой религии, почти ничего не зная о ней.