Три взгляда на природу Иисуса Христа

Главными источниками информации об Иисусе Христе и Его Учении были и остаются Евангелия и апостольские послания, а также фрагменты из трудов отцов церкви. Описать историческую фигуру Иисуса сложно, так как Он на протяжении всей жизни был вынужден хранить свою тайну (свою истинную идентичность) для того, чтобы защититься от врагов. Личность Его покрыта пеленой таинственности. События жизни скрыты туманом, а потому представляют благодатную почву для размышлений.

Современное христианство являет собой продукт бесчисленных толкований подлинного учения Христа и многочисленных реформ. Во всём мире нет другой такой религии, в рамках которой существовало бы так много различных по своим убеждениям сект, каждая из которых претендует на исключительную правильность собственного толкования.

Существуют 3 главные школы истолкования учения Христа, основанные на 3-х мнениях относительно природы самого Иисуса.

Сторонники первой школы признают человеческую природу Иисуса. С их точки зрения, Иисус был высокоразвитым образованным и бескорыстным человеком, который как обыкновенный смертный человек жил, читал проповеди и умер как мученик за свои идеалы. Такая школа, вполне естественно, всячески поощряет развитие моральных качеств и приобретение знаний и имеет своей целью конечное возвышение всех людей до аналогичного состояния совершенства, избрав себе Иисуса примером и источником вдохновения.

Приверженцы второй школы утверждают, что в Иисусе сочетались божественная и человеческая природа: человеческое проявилось при Его рождении, развитии и образовании, а божественное – в пастырстве. Дух Бога снизошёл на Него во время крещения, совершённого Иоанном, и с этого момента вплоть до распятия на кресте Он был самим воплощением Бога, а поэтому слова Иисуса божественны и непогрешимы. Следовательно, благочестивый христианин должен почитать своим долгом безоговорочное признание не только учения Иисуса, но и догматов Его божественно осенённой церкви.

Третья школа отрицает человеческую природу Христа, решительно настаивая на том, что Иисус был Богом, а вся Его жизнь была божественным таинством, единственным в истории человечества и превосходящим все другие духовные предания этого народа. Эта школа отводит человеку незавидное место просителя, ничего собой не представляющего и в отношении своего спасения полностью зависимого от божьей милости.

Совершенно очевидно, что эти концепции полностью несовместимы, а секты, расцветшие на почве таких предпосылок, должны постоянно конфликтовать друг с другом.

Большинство современных исследований признаёт историчность Иисуса. В любом случае, эта личность оставила настолько глубокий след в истории, так повлияла на развитие цивилизации, что трудно найти аналог, который мог бы хоть каким-то образом быть с ней сопоставим. 

 

Назад Вперед