Миссионерская работа А.Бейли в Ирландии, Индии и Гималаях

Технические, технологические и научные нововведения изменяли и разрушали традиции. В 1859 году было опубликовано «Происхождение видов» Ч.Дарвина. Тезис о «выживании наиболее приспособленных видов» распространился на общество. Идея о том, что человеческое общество подобно джунглям, в котором выживают только самые приспособленные индивиды, классы и нации, была подхвачена многими интеллектуалами того времени. В неудачники записывали тех, кто не мог адаптироваться.

Вся Англия обсуждала теорию эволюции, поскольку она ставила под вопрос традиционную библейскую парадигму сотворения человека Богом. Последовала сильная реакция на теорию «происхождения человека от обезьяны» и на теорию неизбежности борьбы за выживание в человеческом обществе.

Эта реакция оформилась как христианский и евангелический фундаментализм и расширение гуманистических начинаний, включая благотворительные школы, воскресные школы, частные больницы, многочисленные благотворительные фонды, миссионерскую работу в колониях, классы по изучению Библии и Международный Красный Крест (основан в 1867 году). Алиса Бейли, как истовая христианка, была вовлечена в евангелическое движение.

Ни Алиса, ни её сестра так и не вышли замуж, несмотря на возможности, хорошее окружение и личные контакты. Их опекуны испытали большое облегчение, когда девушки достигли совершеннолетия  и вышли из-под их опеки.

Тогда для сестёр начался новый цикл жизни. Каждая из них пошла по своему собственному пути. Оказалось, что их интересы совершенно противоположны. Сестра решила получить научную степень по медицине и поступила в Эдинбургский университет, где сделала блестящую карьеру. Что касается Алисы, то в то время она просто не знала, чем ей заняться.

До 22-х лет Алиса жила полностью обеспеченной и защищённой жизнью и благодаря опекунам получила хорошее классическое образование. Она бегло говорила по-французски и немного по-итальянски. В то время она много путешествовала и встречалась со множеством людей, впрочем, всегда в сопровождении компаньонки, родственницы или служанки.

Её образование включало в себя изучение Библии, а это подразумевало помощь и служение менее обеспеченным людям. Алиса всегда очень серьёзно относилась к этой части своего образования. «С самого раннего детства нас научили заботиться о бедных и больных и понимать, что счастливые условия жизни предполагают ответственность. Нас научили, что деньги и положение влекут за собой обязательства и что эти обязательства должны быть выполнены.»  

В 22 года Алиса была материально хорошо обеспечена. Семья была достаточно богата, и она стала хозяйкой своего собственного небольшого дохода. Она высоко стояла на социальной лестнице, знала многих известных людей из высшего общества. Была привлекательна и хорошо образована, стала глубоко религиозным человеком, но «была полной невеждой относительно фактов жизни. Мне не рассказывали абсолютно ничего о жизненных процессах, и это было причиной крупных разочарований в течение жизни. Я была очень наивна».

Алиса тоже могла поступить в университет для дальнейшей учёбы или вращаться в свете в поисках подходящего партнёра по браку. Оставшись одна после отъезда сестры, «я столкнулась с проблемой, что мне делать. Я не хотела жить одна или проводить время в путешествиях и развлечениях. Я молилась, ждала и верила, что однажды услышу «зов» и буду знать, что мне делать».

И она выбрала свой путь. «Теперь наступило время, когда я ощутила необходимость принести какую-то пользу миру и оправдать своё существование. Поэтому я начала яростно и фанатически «делать добро», став проповедником-евангелистом в британской армии.» В общей сложности Алиса проработала там 6 трудных лет – около 1 года в Ирландии, 3 года в Индии и 2 года в Гималаях.

Так закончилась беззаботная, сравнительно безответственная и лёгкая часть жизни Алисы. Она длилась 22 года и была единственным периодом во всей её жизни, когда она составляла часть семьи и обладала проистекающими из этого опорой, престижем и безопасностью. «Я полностью порвала со своей семьёй и прекратила жизнь в качестве светской девушки. Когда я говорю «полностью порвала», то не имею ввиду, что разрубила все отношения. Я всегда поддерживала контакты со своей семьёй с того времени и до сих пор, но наши пути совершенно разошлись, наши интересы были и есть весьма различны, а отношения сейчас просто дружеские, но не родственные. Для меня дружба, общие интересы и сходное отношение к жизни значат гораздо больше, чем кровные узы.»

Неожиданно Алису пригласили посетить Солдатские дома мисс Элизы Сейндс в Ирландии. В то время британская армия комплектовалась на основе принципа добровольности. Офицеры были преимущественно из дворян, а солдаты вербовались (вплоть до конца 19-го века) из городской и сельской бедноты; в армии была велика доля ирландцев из-за их бедности. Викторианцы считали, что мужчины вообще от рождения грубы и безнравственны, поэтому нуждаются в спасении своей души.

Мисс Сейндс отдала всю свою жизнь усилиям улучшить «Томми Аткинса», как называли британских солдат. У неё было множество Солдатских домов в Ирландии и несколько в Индии и в Гималаях. Все её сотрудники были леди, то есть девушками и женщинами того же социального положения, что и Алиса.

Первым опытом Алисы была работа в Солдатском доме в Белфасте, а затем в таких же домах в других местах Ирландии.

В каждом Солдатском доме был большой буфет и кафетерий, где каждый день питались сотни мужчин; были комнаты, где они могли писать письма, играть в игры, посидеть у камина и почитать свежие газеты, поиграть в шахматы и шашки и побеседовать с леди, если они чувствовали одиночество, пресыщение или тоску. В каждом доме обычно было по 2 леди. Также была комната для евангельских собраний, снабжённая фисгармонией, сборниками гимнов и  Библиями. В этой комнате находился кто-то, кто мог объяснить Писания и попросить мужчин позаботиться о спасении своей души.

Алисе приходилось выпекать множество булочек; прислуживать в кофейне; продавать какао, яйца и сигареты; играть в шашки; общаться с солдатами и проводить евангелические собрания.  «Я привыкла к грохоту больших орудий и к тому, что мужчины глохли в те вечера, когда их батареи стреляли. Я привыкла к пьянству, научилась не обращать внимания на пьяного мужчину и научилась также обращаться с ним.»

Это была трудная работа, хотя она ей понравилась. Первые месяцы были самыми тяжёлыми. Нелегко было застенчивой девушке (а она была крайне застенчива) войти в комнату примерно с 3-мя сотнями мужчин, в которой, может быть, и не было никакой другой женщины; вступать в дружеские отношения с ними; подходить и садиться рядом с ними; играть в шашки; быть любезной; оставаться бесстрастной и, в то же самое время, создавать впечатление, что заботишься о них и хочешь помочь.

После нескольких нелёгких опытов застенчивая Алиса научилась выступать перед большими группами слушателей. В Белфасте у неё в этом отношении наступил перелом. «Я стала хорошим оратором и научилась любить выступления, так что теперь я, действительно, получаю больше удовольствия на трибуне, чем где-либо ещё.» «Я уверена, что секрет проникновенного выступления, при условии, что вы знаете о чём говорить, состоит в том, чтобы любить свою аудиторию,  самому быть просто человечным и дать этим людям возможность чувствовать себя легко, разговаривая с ними на равных, – сделала она вывод спустя многие годы.– Я никогда не делала попыток читать лекции. Я просто разговариваю с аудиторией так, как разговаривала бы с одним человеком. Я ей доверяю. Я никогда не становлюсь в позу всезнайки».

Время пребывания Алисы в Ирландии  длилось не больше года, но это было счастливое деятельное время. Начальство обнаружило, что Алиса имеет большой дар спасения душ. В это время женщина, отвечавшая за несколько Солдатских домов в Индии, больше не смогла работать, и Алису хотели послать сменить её.

Однако путешествие в Индию стоило в те дни изрядных денег, а мисс Сейндс нужно было ещё оплатить возвращение своей сотрудницы – денег на это  у неё не было. Алиса сказала: «Если Бог предназначил мне ехать, то Он пошлёт мне деньги». Два-три дня спустя ей вручили конверт, в котором не было никакого письма и никакого указания на отправителя. Однако внутри был банковский билет на 500 фунтов со словами, написанными поперёк конверта: «Для работы в Индии». Никто не знал, откуда пришли эти деньги, но все приняли это как прямое послание от самого Бога. Проблема проезда была таким образом решена.

Всё началось с энтузиазма, идеализма и изрядной доли наивности, что вполне соответствовало молодому возрасту Алисы. «В те дни я была чрезвычайно бесстрашна; я не знала, чего надо бояться. Частично это была естественная беспечность, частично – невежество, а частично – уверенность, что Бог позаботится обо мне. Очевидно, Он это и делал, согласно принципу, что пьяные, дети и дураки не отвечают за свои поступки и их нужно охранять.»

Через 3 недели плавания на корабле Алиса оказалась на железнодорожном вокзале в Бомбее, на континенте, где она не знала ни одной души. До этого она никогда в жизни не путешествовала в одиночку, и теперь её пугали предстоящие поездки по железной дороге в расположенные в разных местах Солдатские дома. Она была очень молодой и неопытной, не знала ни одного человека на всём азиатском континенте и нуждалась в покровительстве больше, чем сама это тогда понимала. Но она встретилась с добросердечием людей, была ошеломлена чудесностью Востока и навек полюбила Индию. «У меня много друзей в Индии и среди индийцев, живущих в других странах. Я кое-что знаю о проблемах Индии, её многочисленных языках и расах, её многочисленных верованиях и перенаселённости. Я не знаю её так близко, так как была в ней всего 3 года, но я полюбила её народ.» А затем через 3 года в течение 2-х лет Алисе пришлось дополнительно нести ответственность за ряд Солдатских домов и в Гималаях.

Алиса принялась за работу, и жизнь её стала очень беспокойной. В каждом из Солдатских домов были 2 леди и 2 управляющих из бывших солдат, которые отвечали за содержание буфета в кафетерии и общее поддержание порядка. В каждом кафетерии ежевечерне нужно было накормить 5-6 сотен солдат, а это означало большие объёмы закупок и продаж. Алиса ездила из одного дома в другой. Там выслушивала отчёты, беседуя с управляющими; проводила бесконечные евангельские собрания и руководила ежедневными молитвенными собраниями; разговаривала с солдатами об их душах и семьях и писала по их просьбам письма домой; посещала военные госпитали и разрешала многочисленные проблемы, которые естественно возникают, когда сотни людей размещены вдали от дома и сталкиваются с жизненными проблемами в горячем климате среди чужой цивилизации.

«Я сыграла тысячи партий в шашки и хорошо набила руку в этой игре не потому, что я играю научно, а потому, что у меня выработалась сверхъестественная способность угадывать намерения противника. Я подбирала на пианино популярные песни, пока меня не доводили до изнеможения выкрикивания мужчинами названий популярных тогда песен. У мужчин, однако, были свои собственные варианты слов этих песен, и мне порой приходилось затыкать уши.

Я часами играла гимны на фисгармонии и делала это от души. В то время у меня было очень хорошее меццо-сопрано, развитое и с широким диапазоном, но я потеряла его в результате пения в накуренных комнатах. Порой мне казалось, что я продавала больше сигарет, чем табачный магазин. Всё же я была в прекрасном настроении, руководя пением гимнов на каждом собрании.»

Однажды в Гималаях несколько буянов, что называется, отбились от рук и несколько дней забрасывали стены какао и яйцами, превращая кафейню в грязный хлев. Алиса справилась и с этой ситуацией, утихомирив буянов не угрозами и обвинениями, а пониманием и любовью. В результате эти люди по своей инициативе «чистили стены,  красили их, скребли полы и сделали это место гораздо краше, чем оно было раньше». «Мне нужно было научиться тому, что ключевой нотой учения Христа является любовь, и что спасают душу Его любовь и жизнь, а не какие-то теологические угрозы гибели в аду.»

Утро Алиса обычно отдавала штудированию Библии, потому что проводила в среднем 15 собраний в неделю. После полудня она отправлялась по госпиталям, чаще всего туда, где не хватало сиделок, а нужда в них была велика. Она стала довольно известной личностью в госпиталях, и капелланы всех вероисповеданий постоянно посылали за ней, прося посидеть с умирающими юношами, хотя бы чтобы человек мог просто подержать её руку, даже если ему уже ничем нельзя было помочь.

Алиса была хорошо известна во множестве полков. Однажды она подсчитала количество полков, с которыми ей довелось работать в Ирландии и Индии – их оказалось 40. В течение этих лет её жизнь протекала почти исключительно среди мужчин. Часто в течение нескольких недель ей не удавалось пообщаться ни с одной женщиной, не считая своей сотрудницы и очередной компаньонки.

Алиса любила свою работу; её нравилось работать с солдатами в Индии и Гималаях. Она была молода и внешне привлекательна, энергична, уравновешена, хорошо образована, имела аристократические манеры. У неё было огромное желание просто творить добро.

Однако в 1906 году она начала физически сдавать. У неё начались сильные головные боли, не дающие ей работать. Внутреннее напряжение стало слишком велико. «К решению возникающих проблем я была совершенно не подготовлена, а некоторые из них были весьма трагичными. У меня было так мало реального жизненного опыта, что, принимая решение, я вовсе не была уверена, что оно лучшее или правильное… Беспрерывный поток подобных инцидентов под конец сломил меня.» И в 1907 году Алиса вернулась в Англию.

Назад Вперед